Войти на сайт

Добровольческое служение (наставничество) "Поделись своей добротой"

Министерство образования Тульской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области

«Ефремовский химико-технологический техникум»

 

«Утверждаю»

Директор ГПОУ ТО «ЕХТТ»

_____________ В.И. Фомин

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ (НАСТАВНИЧЕСТВА) «ПОДЕЛИСЬ СВОЕЙ ДОБРОТОЙ»

Автор-составитель:

Н.В. Зацепина Н.В.,

заведующая отделом В и СР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ефремов, 2017

Пояснительная записка

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь»

Китайская пословица

В настоящий период проблемы нравственности имеют решающее значение для формирования общественного сознания. Огромное значение приобретает значение морально-нравственных ценностей, так как они имеют большое значение в воспитании личности.

В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимися, направленных на развитие ценностных мировоззренческих установок и формирование активных, ответственных и компетентных граждан.

Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта и воспитания морально-нравственных ценностей является наставничество.

Отсутствие условий для социализации обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации создает высокую степень угрозы приобщения их к криминогенной среде, употреблению алкоголя, ведет к асоциальному поведению. Поэтому организация наставничества с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, представляется одним из наиболее эффективных способов формирования у них социального опыта, воспитания морально-нравственных ценностей.

Формируя нравственный потенциал обучающихся, необходимо стремиться к тому, чтобы не только дать представление о высших человеческих ценностях, но и помочь осознать эти ценности и в собственной жизни, пробудить желание жить в соответствии с ними, формировать духовные потребности, обеспечивающие мотивацию деятельности и поступков.

Воспитание обучающихся, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, являющихся выпускниками детских школ-интернатов, детских домов и т.п., является одной из самых важных задач образовательного учреждения, в котором они продолжают обучение. Именно эти образовательные учреждения являются основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и подготовку детей указанной категории к жизни в обществе. Учитывая особый образ жизни в детском доме, который культивирует в детях такие качества, как беспомощность, потребительство, приспособленчество, возникла необходимость подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и формирования у них определенных социальных знаний, умений, навыков.

По статистическим данным на вопрос о трудностях, возникающих перед выпускниками указанной категории, 25% ответили, что это неумение готовить, самостоятельно распределять имеющиеся средства для проживания, устраивать быт. Поэтому, разработка и реализация добровольческого служения «Поделись своей добротой» поможет подготовить детей-сирот к преодолению трудностей социализации.

Социальный проект «Поделись своей добротой» направлен на популяризацию и повышение престижа здорового питания и здорового образа жизни, формирование новой политики здоровья в среде подростков из группы социального риска, а также из семей с низким социально-экономическим статусом через внедрение нетрадиционных подходов в пропаганде здорового образа жизни, формирование культуры здорового питания и создание образовательных проектов нового поколения. Реализация же данного проекта осуществляется посредством наставничества.

 

Цель и задачи наставничества в работе с обучающимися

Наставничество – невероятно мощная форма личного развития, которая может привести в реальным результатам.

Наставничество – волонтерский вид деятельности социально активных людей, готовых понять, принять и помочь. Наставничество можно рассматривать как метод психолого-педагогического сопровождения обучающихся групп риска. Метод наставничества – способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека.

Наставничество – сложный процесс добровольческой деятельности и может рассматриваться как способ строить социальные отношения, применять на практике свои моральные принципы, получать новые знания, умения, навыки, найти поддержку друзей, почувствовать себя способным что-то совершить.

В соответствии с Федеральными законами от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в государственном профессиональном образовательном учреждении Тульской области «Ефремовский химико-технологический техникум» основной целью наставничества является эффективное решение проблем низкой социальной адаптации и снижение уровня правонарушений и преступлений, совершаемых обучающимися.

Наставник – это заботливый взрослый друг, который посвящает своё время и силы обучающемуся. У большинства из нас есть значимые люди: родственники, друзья, начальники, учителя. Они помогли нам вырасти, помогли принять правильные решения или исправить ошибки, допущенные в жизни. Они являются для нас примером, и просто друзьями. Наставник в свою очередь нечто большее. Он исполняет множество ролей в отношениях с ребенком.

Цель Наставника – помочь подростку найти свое место в обществе, приобрести навыки самостоятельной жизни, определиться с направлением профессиональной деятельности, а также развить и использовать свой потенциал.

Для помощи ребенку Наставнику необходимо:

  • искренне общаться с ребенком; 

  • уважать ребенка;

  • активно слушать;

  • проявлять сопереживание;

  • искать решения и возможности;

  • быть гибким и открытым;

Наставничество является двусторонним ростом и развитием. В качестве Наставника можно:

  • оказывать положительное влияние на чью-то жизнь;

  • узнавать много нового о себе;

  • отдавать и в то же время вкладывать в будущее ребенка;

  • просто хорошо проводить время.

Наставник заботится о ребенке и не оставляет его один на один со своими повседневными проблемами. Подростки, которые регулярно встречаются со своим наставником, на 46% менее склонны к употреблению наркотиков, чем их ровесники, и на 27% менее склоны к употреблению алкоголя. Наставник становится частью команды заботливых взрослых, окружающих ребёнка.

Направленность

Направленность добровольческого служения «Поделись своей добротой» социально-педагогическая.

Одна из основных задач добровольческого служения (социального проекта) «Поделись своей добротой» – подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь.

Проблема бесконфликтной интеграции выпускников коррекционных учреждений в социум в настоящее время стоит очень остро. Часто дети-сироты оказываются не приспособлены к самостоятельному проживанию, не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не владеют знаниями приготовления пищи. Для решения этой проблемы в государственном профессиональном образовательном учреждении Тульской области «Ефремовский химико-технологический техникум» было принято решение о реализации добровольческого служения «Поделись своей добротой» для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Благодаря практической направленности, деятельностному характеру и тесной связи с повседневной жизнью, данный социальный проект дает возможность детям-сиротам получать новые знания, умения, навыки в области кулинарии, интегрировать их со знаниями, полученными ранее, и применять их в самых различных жизненных ситуациях. Добровольческое служение «Поделись своей добротой» охватывает широкий возрастной диапазон и многофункционален по своему назначению. В основном он рассчитан на социальную адаптацию и коррекцию выпускников образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Новизна

В системе воспитания важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Кулинария – искусство приготовления пищи. «В здоровом теле – здоровый дух!» — говорили древние, здоровье и настроение, готовность трудиться во многом зависят от питания и отдыха. Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться. Умение вкусно готовить – хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила сервировки воспитывает эстетический вкус. Навыки и умения, сформированные во время обучения, закладывают установку для дальнейшей жизни.

На занятиях проекта ребята учатся искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, выставкам, готовить разные закуски, салаты, первые и вторые блюда, десерты и торты.

Программа проекта построена таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора, облегчающий их дальнейшую социализацию. Ребята любят готовить, пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой.

 

Актуальность

В Ефремовском химико-технологическом техникуме обучаются ребята от 15 до 23 лет, выпускники детских домов, школ-интернатов. Дети, воспитывающиеся в специальных образовательных учреждениях, как правило, получают готовую пищу, не зная, как и из каких продуктов, она готовится, не имея практического опыта, элементарных знаний и умений, присущих детям из обычных семей. Также во время обучения в техникуме обучающиеся указанной категории полностью обеспечиваются комплексным питанием. Вот поэтому возникла идея о необходимости проводить практические занятия по кулинарии, дающие основы знаний и умений готовить пищу, соблюдать гигиену, культуру питания, как одного из основных направлений решения проблемы социальной адаптации детей-сирот.

Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям. Одна из основных задач проекта – подготовка к самостоятельной жизни воспитанников детского дома, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь. Весь комплекс занятий проекта построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию.

 

Цель проекта:

Формирование знаний и умений детей-сирот, способствующих социальной адаптации, их подготовка к самостоятельной жизни в плане организации питания.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- обучение технологии приготовления различных блюд;

- знакомство с историей кулинарии, историей национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов; лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при приготовлении пищи;

- обогащение словарного запаса на основе использования специальной терминологии;

- формирование навыков работы с инструментами и приборами при обработке различных продуктов;

- приобщение к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности;

- ознакомление с санитарно-гигиеническими правилами и нормами и техникой безопасности при выполнении кулинарных работ;

- пробуждение интереса к кулинарному искусству;

- развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей;

- развитие эстетическое восприятие и творческого воображения;

- воспитание трудолюбия, аккуратности.

- привитие навыков работы в группе; формирование культуры общения;

- формирование любви и уважения к традициям русской кухни;

- формирование позитивной установки на семейную жизнь.

 

Идея проекта

Проект «Поделись своей добротой» предусматривает обучение разнообразным моделям приготовления и приема здоровой пищи через просвещение в области здорового рационального питания, воспитание культуры питания, формирование мотивационных установок, ценностных ориентаций, субъектного подхода к здоровому питанию, навыков самоорганизации, самоанализа, самооценки и самореализации в различных профессиональных и социально-значимых видах деятельности.

Обучение проводят наставники, девиз которых «Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я». Задача наставника: «Научить наставляемого «ходить» самостоятельно, при этом надо показать ему «свет в конце туннеля». Другими словами наставляемому необходимо овладеть социально-жизненными навыками в области кулинарии для успешной социально-психологической адаптации и интеграции. У подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, должна быть возможность обратиться за помощью к значимому человеку, которым чаще всего является сверстник или референтная группа сверстников, взрослые и учителя зачастую в этот критический период для подростка группы риска не являются авторитетными. А что, если сверстник – девиант или референтная группа сверстников окажется асоциальной? Необходим «социальный аниматор», которым станет наставник. Наставник, способный стать значимым «взрослым» для подростка, способный найти подход, раскрыть его возможности и интересы, сможет оказать социально-психолого-педагогическую помощь и поддержку. Обязательным условием во взаимоотношении подростка (наставляемого) и наставника является доверие. На основе доверительных отношений возможно «пройти путь вместе», опираясь на такие шаги сотрудничества, как:

    1. Наставник поясняет подростку личное восприятие своей жизненной ситуации: что ему нравиться в своей жизни, что не нравится, что бы он хотел изменить.

    2. Наставник интересуется планами подростка на будущее: кем бы он хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет.

    3. Наставник предлагает свою помощь в достижении желаний подростка. Картина мира у подростка группы риска часто противоречива, необходимо указывать на эти противоречия.

    4. Наставнику иногда приходится самому предлагать различные варианты ближайшего будущего, основываясь на интересах подростка.

    5. При проявлении у подростка готовности участия в проекте наставник помогает ему в реализации этого желания, помогает в адаптации.

Координация и подбор наставников:

Координация деятельности наставников – это функция, при которой все вовлеченные в процесс наставники работают для достижения общей цели, осуществляя систематический анализ проблем и ситуации, поиск необходимой информации и информирование для выбора наиболее эффективных форм работы с наставляемым. С одной стороны, старший наставник (куратор) координирует работу наставника, с другой стороны, наставник координ6ирует свою работу со специалистами сопровождения в образовательном учреждении.

Система координации специалистов в образовательном учреждении предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие специалистов, сопровождающих подростка группы риска: заведующий отделом воспитательной и социальной работы, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, преподаватели.

Включая в эту систему наставника, мы предполагаем тесное его взаимодействие в психологом, социальным педагогом и классным руководителем на этапе диагностики и планирования программы индивидуального социально-психолого-педагогического сопровождения подростка.

Основными критериями отбора наставников является мотивированность на волонтерскую (добровольную) деятельность. Люди, стремящиеся стать наставниками могут иметь различные мотивы наставнической деятельности:

- альтруизм, то есть желание «бескорыстно делать добро» (но часто бывает так, что человек при этом имеет и свой личный интерес);

- чтобы компенсировать остутствие чего-либо в личной жизни наставника;

- чтобы приобрести и осмыслить свой собственный опыт;

- когда у человека много свободного времени, возникает потребность иметь цель в жизни и роль в обществе;

- для самовозвеличивания;

- для приобретения практического навыка в работе с подростками.

Для того, чтобы выявить у будущих наставников отрицательную мотивацию в волонтерской деятельности проводятся различные психологические тренинги, обучающие семинары и беседы с кандидатами.

Таким образом, наставник в работе с детьми и молодежью группы риска – это высокомотивированный наставник, способный на оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; имеющий опыт тесного сотрудничества и взаимодействия с участниками образовательных отношений и социальными партнерами.

За каждым наставником закрепляется группа наставляемых в количестве 5-7 человек.

В рамках реализации проекта предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная (обучающимся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); фронтальная (работа в коллективе при отработке определенного технологического приема); групповая (разделение на мини группы для выполнение определенной работы) и интерактивно-увлекательные мероприятия и игры.

Завершается работа группы выполнением творческого проекта и его защитой.

Обучающиеся изучают правила санитарии и гигиены при кулинарных работах; безопасные приемы работы с кулинарным оборудованием и инструментами; знакомятся с историей, обычаями и традициями национальных кухонь; узнают различия кухонь; усваивают классификацию блюд современных национальных кухонь и правила сервировки стола; самостоятельно готовят блюда по рецептам, выдвигая свои предложения.

 

Ожидаемые результаты.

Главный показатель реализации социального проекта «Кулинарный» – личностный рост каждого обучающегося, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Критерием уровня эффективности программы является повышение интеллектуального уровня, воспитанности и готовность к самостоятельной жизни в плане организации своего быта. 

 

Ключевые показатели проекта наставничества

За время реализации проекта из 35 выпускников настоящего проекта:

- все приобрели навыки самостоятельного приготовления пищи, рационального распределения средств для проживания, обустройства быта;

- 8 человек связали свою жизнь с профессией повара или кондитера, поступив в организации профессионального обучения;

- из 12 подростков, состоящих на разных видах учета, 9 человек были сняты в течении периода участия в проекте, еще 3 – в последующие годы.

 

Возможность тиражирования и масштабирования практики проекта

Тиражирование практики реализуемого нами проекта возможно для различных типов образовательных организаций.

Масштабирование практики проекта, на наш взгляд, возможно посредством организации обучающих семинаров для наставников и создания рабочих групп, осуществляющих контроль их деятельности.

 

 

© 2017 ГПОУ ТО "Ефремовский химико-технологический техникум" Мы "В Контакте" https://vk.com/public129528826

Please publish modules in offcanvas position.