Войти на сайт

Профилатика суицида

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области

«Ефремовский химико-технологический техникум»

 

Рассмотрена на заседании

Педагогического совета

«___» _________ 2018 г.

Протокол №

«Утверждаю»

И.о. директора ГПОУ ТО «ЕХТТ»

_____________ В.И. Фомин

 

Комплексно-целевая программа

по профилактике суицидальных проявлений студентов

на 2018-2021 годы

Целью комплексно-целевой программы по профилактике суицидальных проявлений студентов является адаптация обучающихся к жизни (организация профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся  техникума).

Актуальность программы

За последние годы по данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой и совершивших попытки суицида, остаётся одним из высоких показателей в стране. Попытки суицида (суицид) подростков совершаются из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл в жизни дети. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Так же причиной попыток суицида (суицида) может быть алкоголизм и наркомания, индивидуальные психологические особенности обучающихся, внутриличностный конфликт.

Изучение проблемы суицида (попытки суицида) среди подростков показывает, что в целом ряде случаев решались на самоубийство или попытки суицида в целях обратить на себя внимание родителей, педагогов, близких на свои проблемы.

Таким образом, появилась необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города и нашего образовательного учреждения. Для решения проблемы необходима программа по созданию профилактики суицидальных проявлений.

Программа направлена на помощь обучающимся, находящихся в трудной жизненной ситуации, по нескольким принципам:

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближайшего окружения каждого обучающегося.

Наиболее уязвимой и склонной к попыткам суицида (суициду) категорией является категория обучающихся различных «групп риска»: подростки из неблагополучных семей, склонные к асоциальному поведению, употребляющие спиртные напитки, дети-сироты, подростки страдающие различными заболеваниями. Дети-сироты уже изначально являются «группой риска», склонной к суициду. Предпосылками являются: отягощенная наследственность, социально-психологическая дезадаптация, нарушение или отсутствие общения с семьёй, эмоциональная депривация. На фоне этого у подростков-сирот развивается эмоциональная нестабильность, снижение уровня самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, низкая стрессоустойчивость, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и т. д. Поэтому попытки суицида данного контингента не исключены. Чаще всего наблюдается демонстративное суицидальное поведение, истинное суицидальное поведение встречается гораздо реже.

Комплексно-целевая программа рассчитана на 4 года, для обучающихся в возрасте  15-22 лет.

Цель программы

Адаптация обучающихся к жизни (организация профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в техникуме).

Задачи

  1. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  2. Выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
  3. Создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе, так и в период трудной жизненной ситуации.
  4. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка.

Ожидаемый результат

 

Критерии эффективности

Показатели

Методика изучения

Сформированность потребности в улучшении физического и психического здоровья

% обучающихся, имеющих низкий уровень тревожности
% обучающихся, занятых в спортивных секциях, кружках

Педагогическое наблюдение
Методика «Шкала тревожности» Филипса
Оценка личностных особенностей

Оптимизация взаимоотношений в семье, в ученическом коллективе

% обучающихся, успешно прошедших адаптацию
% высоких оценок психологического климата в коллективе, семье;

Наблюдение
Тестирование «Социометрия», «Самооценка», «Общителен ли я?», «Оценка отношений подростка с группой», «Детско-родительские отношения»

Снижение процента агрессивности, конфликтности

% обучающихся, имеющих низкий уровень агрессивности
Повышение контроля обучающегося над своими эмоциями

Методика «Состояния агрессии у подростков» Басса-Дарки
Методика «Дом-Дерево-Человек»

Механизм реализации программы

Программа реализуется на основе:

Системы воспитательной работы (классные часы, тренинговые занятия, беседы, диспуты, дни здоровья).

Совместной работы с учреждениями, организациями города, полицией: лекции, консультации, индивидуальные собеседования, направленные на улучшение эмоционального состояния обучающихся, профилактику заболеваний ИППП/ ВИЧ/ СПИД, реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Психодиагностики, которая проводится  2 раза в год.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования.

Методическое обеспечение

  1. Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде).
  2. Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
  3. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.
  5. Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга).
  6. Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.
  7. Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток". Сайт фестиваля "Открытый урок": http://festival.1september

 

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области

«Ефремовский химико-технологический техникум»

«Утверждаю»

и. о. директора ГПОУ ТО «ЕХТТ»

_____________ В. И. Фомин

 

 

План мероприятий

по предупреждению суицидальных проявлений

в 2018-2019 учебном году

 

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственный исполнитель

1

Классные часы, формирующие у обучающихся такие понятия как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных ситуациях:

•   «Что значит владеть собой»

•   «Как счастье зависит от здоровья»

•   «Поведение человека во время стрессовых аффектов»

•   «Как прекрасен этот мир» и др.

в течение года

Классные руководители, мастера п/о,

педагог-психолог

2

Сбор информации для создания банка данных обучающихся с высоким уровнем тревожности и депрессии

сентябрь-декабрь

Классные руководители, мастера п/о,

педагог-психолог

3

Профилактика конфликтных ситуаций среди студентов. Воспитание толерантности в отношениях между людьми.

по отдельному плану

Социальный педагог, педагог-психолог

4

Проведение диагностических исследований по выявлению обучающихся, склонных к различным видам депрессии

в течение года

Педагог-психолог

5

Тестирование студентов 1 курса на уровень тревожности, расположенности к суицидальному поведению

сентябрь

Социальный педагог, педагог-психолог

6

Анкетирование обучающихся с высокой степенью тревожности и проведение профилактической работы (выявление обучающихся «группы риска»)

сентябрь - апрель

Педагог-психолог

7

Индивидуальная работа с обучающимися с высоким уровнем тревожности и депрессии

в течение года

Педагог-психолог

8

Консультирование классных руководителей, мастеров п/о с целью планирования и координации деятельности с обучающимися «группы риска» (склонных к суицидальному поведению)

сентябрь - июнь

Педагог-психолог

9

Индивидуальные консультации родителей и обучающихся в целях предупреждения у обучающихся нервно-психических расстройств

в течение года

Педагог-психолог, мастера п/о,

классные руководители

10

Выявление семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми (индивидуальные беседы, анкетирование)

в течение года

Классные руководители, мастера п/о,

социальный педагог, педагог-психолог

11

Доведение до сведения обучающихся и их родителей информации о работе телефонов доверия, служб, способных оказать помощь в сложной ситуации

сентябрь

Классные руководители, мастера п/о

12

Проведение родительских собраний с рекомендациями по профилактике суицидального поведения среди обучающихся на темы «Семейные конфликты и способы их разрешения», «Подготовка к экзаменам»

в течение года

Заведующий отделом В и СР

13

Обсуждение вопросов  профилактики суицидального поведения среди обучающихся на педагогических советах

1 раз в полугодие

Заведующий отделом В и СР, социальный педагог

14

Проведение психологических тренингов для обучающихся «Личностный рост», «Снятие конфликтных ситуаций и агрессии»

март, апрель

Педагог-психолог

15

Организация работы «Психологической почты» - «Крик души»

в течение года

Педагог-психолог

16

Выпуск буклетов, листовок

по мере необходимости согласно плану

Социальный педагог, педагог-психолог

 

Игра « Колючка».

 

 Цель: интеграция « отвергнутого» ребенка в коллектив класса, налаживание отношений.

 Основные задачи: предоставление детям опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры; социализация « отвергнутого» ребенка; открытие новых форм сотрудничества друг с другом; обучение навыкам самопознания и самовосстановления.

 Материалы: музыка для релаксации; 2 листа ватмана; по 1 листу формата А4; по 1 карточке 10х10 см; цветные карандаши; фломастеры; клей и скотч.

                                             Ход игры.

 Приветствие

    Ведущий приветствует всех участников. Каждый по очереди называет свое имя и продолжает предложение « Мне нравится…»

 Разминка Игра « Внимание»

 Участники в шеренге.

 Каждое задание надо стремиться выполнить как можно точнее.

 Задание 1. Высокий рост – небольшой рост

  Задание 2. Темные глаза – светлые глаза

  Задание 3. 1 января – 31 декабря ( дата, месяц рождения)

 Правила группы

  1. конфиденциальность
  2. доверие
  3. Я –высказывание
  4. возможность сказать « нет»
  5. активность и т.д.

  Введение в игру

  Ведущий. Ребята, сегодня вы окажетесь на волшебной поляне. На ней растут самые разные цветы. Эти цветы умеют разговаривать и взаимодействовать друг с другом.

 Представьте, что вы и есть эти цветы. Подумайте, каким цветком могли бы быть вы, и нарисуйте его на этой картине. ( Листочки 10 х10. Дети рисуют)

 Ведущий. Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу поставить их так, чтобы они были хорошо видны другим. Авторы рисунков расскажут, какие цветы они нарисовали, остальные могут задавать вопросы, если им что-то непонятно.

 Размещение на поляне

 Ведущий. Все эти цветы на большой солнечной поляне. Ребята, представьте, что наш класс – это и есть волшебная поляна. Найдите себе место на ней и станьте там, где бы вам хотелось, чтобы рос ваш цветок.

  Нравится ли ему там расти? Если хотите, можете перейти туда, где вам будет более комфортно.

  Создание волшебной поляны

  (Лист ватмана)

  Ведущий. Этот лист – наша волшебная поляна. Сейчас мы вместе будем приклеивать на него ваши рисунки. Разместите рисунки так, как вы стоите.

  Введение а сказку.

  Ведущий. А сейчас послушаем сказку.

  На большой поляне росла одинокая колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и трав, но Колючке казалось, что на свете она одна –одинешенька, а если кто и растет рядом, то только одни репейники. Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она часто смотрела в синее небо и размышляла: « Вот  небо –большое, чистое и светлое, а вот солнце –теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле». Она думала так изо дня в день и все больше сжималась от одиночества, и все тверже становились ее иголочки.

    Приемы эмоциональной разрядки и мышечной релаксации.

 Ведущий. Ребята, а у вас так, что вы чувствуете себя одиноким, не понятыми другими, и от этого вы как бы внутренне сжимаетесь, напрягаетесь? Сейчас я научу вас приемам, которые помогают людям снять напряжение и расслабиться.

  1. Представьте, что вы – Колючка, которая сжалась от напряжения. Напрягите сейчас мышцы всего тела, рук, ног; высоко –высоко поднимите плечи, сильно сожмите кулаки. А сейчас расслабьте все части тела ( 3 -5 р.)
  2. Сделайте очень глубокий вдох, самый глубокий, задержите дыхание на 10 -15 секунд. Теперь выдохните весь воздух из легких и с выдохом расслабьтесь, сбросьте напряжение, возвратитесь к нормальному дыханию. Почувствовали ли вы напряжение в груди во время вдоха? Заметили ли расслабление после выдоха? Давайте запомним это ощущение, оценим его.( 4 -5 р.)

   Игра « Внимание»

 Ведущий продолжает рассказ.

  Однажды утром Колючка проснулась от чьего –то нежного прикосновения. Она посмотрела по сторонам и увидела Солнечный Лучик.

  - Привет! – сказал он ей. –Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь?

  - Что значит – цветут? –удивилась Колючка.- Я об этом ничего не знаю.

    Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и солнечной поляне она растет. Рядом шелестели цветы – яркие и нежные, легкий ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а вокруг летели птицы и пели веселые песни.

 Ведущий. Ребята, а вы умеете быть внимательными? Сейчас делаем упражнение, которое включает в себя несколько заданий. Каждое из них рассчитано на определенное время. Я буду говорить вам, что надо делать, буду следить за временем и сообщать, когда оно закончится.

    Задание 1. В течение двух минут молча смотрим друг на друга.

    Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите чистые листы и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые нужно дать письменные ответы. Какого цвета глаза у вашего партнера? Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то вспомните, где они находятся. Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь и поверьте правильность ваших ответов.

  Задание 3. Сейчас сменим пары. Один из партнеров переходящую слева от него. В течение минуты молча смотрите друг на друга.

  Задание 4. Повернитесь спиной  друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы:

 - Какого цвета обувь вашего партнера?

 - Есть ли у него на руках ( шее, одежде) какие –либо украшения? Какие?

 - На какой руке у него часы?

 - Какой формы пуговицы у него на одежде?

 Повернитесь и проверьте.

         Игра « Войди в круг»

  Ведущий продолжает рассказ

 - Как же так?  -удивилась Колючка. – Здесь такая интересная жизнь, а я ничего не видела, смотрела в себя и грустила от одиночества. Как глупо!

  - Лучик! – воскликнула она. – Помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой!

  - Но это же просто,  - ответил ей Лучик, - доверься миру, открой ему себя, и все случится само собой.

  - Как это? – подумала Колючка.

  Ведущий.

  А действительно , ребята, как Колючке перестать быть одинокой и стать такой же красивой, как окружающие цветы? Давайте сыграем в игру, которая называется « Войди в круг». Сейчас некоторые  из вас выйдут за дверь. Они будут играть роль Колючки. Кто хочет быть Колючкой?

 ( 3-4 уч –ов за дверью. Остальные в круг.)

 Входящему участнику предлагается войти в этот круг . Предварительно группа договаривается о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили( вежливое приветствие, просьба, выполнение какого –либо условия и т.п.). Участник, пытающий выполнить условия и выполнить круг, пробует различные формы общения, пытаясь угадать неизвестную ему договоренность группы. Некоторые могут предпринять попытку войти с помощью силы.

  ( Обсуждение данной игры)

   Итак, Колючка подумала « Как это?», но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.

  Ведущий.

  Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу.

 

  Обсуждение игры( что понравилось, что нет, какой вывод для себя сделали).

  Задание: нарисовать, какой стала Колючка, когда приняли ее в свой круг.

  Завершение игры.

  Взмах « волшебной палочкой» или произношение всей группой слова: « До свидания, сказка!».

Игра «В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?»

Цели и задачи:

  • актуализировать процесс социального самоопределения;
  • способствовать осмыслению детьми своей жизни в настоящем и в будущем;
  • помочь детям овладеть навыками групповой дискуссии.

Оборудование: бумага, маркеры, таблички с названиями ценностей,

высказывания и афоризмы о смысле жизни.

ХОД ИГРЫ

  1. Вступление. Ведущим произносится вступительное слово о предназначении

человека, о смысле жизни, о человеческих ценностях, об актуальности этих проблем

для подростков и юношества.

  1. Приглашение к игре.
  2. Обоснование выбора формы игры. Роль игры в жизни человека.
  3. Формирование команд (по 5-7 человек). Участникам игры предлагаются

жетоны разного цвета по выбору или другие известные способы деления на

команды.

  1. Объяснение правил игры.

а) «Вы являетесь представителями разных планет. Понимание смысла жизни

на ваших планетах разное. Вы собрались на межпланетный симпозиум, чтобы

обсудить этот важный вопрос. Сейчас вам будет предложен ряд понятий,

отражающих ценность и смысл жизни на вашей планете». (Участникам

предлагаются таблички с написанными на них словами «семья», «любовь»,

«профессия», «творчество», «удовольствие», «дружба», «служение обществу» и др.,

а также с высказываниями великих людей о смысле жизни, ее ценностях.)

б) «В течение 5-10 минут каждая команда обсуждает название своей планеты,

образ жизни ее жителей. Аргументировать свое выступление можно, опираясь на

цитаты и высказывания. Важно рассказать, какие люди живут на планете, по каким

законам, что для них является самым главным».

в) Члены команд представляют свою планету. Другие команды могут задавать

им вопросы, уточнять, критиковать. Возможна дискуссия. При этом целесообразно

познакомить подростков с правилами ведения групповой дискуссии, диалога.

г) Подведение итогов игры.

Собираются жетоны за наиболее понравившееся выступление или

предлагается вопрос: «На какую планету вам больше всего хотелось бы полететь?»

III. Заключение. Заключительное слово ведущего о необходимости поиска

смысла жизни, об осознанности и ответственности за свою жизнь.

 

Данная анкета является анонимной, поэтому просим Вас отвечать на вопросы максимально честно, для получения наиболее достоверных результатов.

В закрытых вопросах обведите букву, под которой стоит выбранное вами утверждение.

1.Укажите Ваш пол __________________.

2.Ваш возраст _______________________.

3.Ваше отношение к самоубийству?

А) Отрицательное, есть другие способы решения проблем.

Б) Все равно, кто как хочет, так и решает свои проблемы.

В) Нормальное, почему бы и нет, если человек не хочет жить.

  1. Возникали лилично у Вас мысли о самоубийстве?

А) Да, я часто думаю об этом.

Б) Да, однажды думал (а) об этом.

В) Только о суициде как таковом, не применительно ко мне.

Г) Нет, не думал (а).

  1. Было ли у Вас когда-нибудь желаниепокончить жизнь самоубийством?

А) Да; Б) Нет; В) Был момент, когда не очень хотелось жить.

  1. Была ли у Вас попытка самоубийства – парасуицид?

(парасуицид – неудачная попытка убить себя)

А) Да, было один раз.

Б) Да, не один раз.

В) Нет, никогда.

  1. Какова главная причина (причины)попытки самоубийства, либо мысли об этом, либо желание это сделать?

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Были ли у Ваших друзей или знакомых удачные или неудачные попытки самоубийства?

А) Да, один такой человек есть.

Б) Да, их даже несколько.

В) Нет.

  1. Как вы думаете, стоит ли оставлять предсмертную записку?

А) Да.

Б) Нет.

В) Не думал (а) об этом.

  1. Какие на Ваш взгляд могут быть причины попытки самоубийства среди ваших сверстников?

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________.

Благодарим, Вас за участие в анкетировании.

Если у Вас есть реальные суицидальные намерения или какие-то проблемы психологического плана, проблемы с одногруппниками, друзьями, родителями, вы всегда можете позвонить на бесплатный телефон доверия: 8-800-2000-122, работающий во всех регионах РФ, рассказать о своей проблеме, поделиться переживаниями. Вас всегда поддержат и выслушают.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью

© 2019 ГПОУ ТО "Ефремовский химико-технологический техникум" Мы "В Контакте" https://vk.com/public129528826

Please publish modules in offcanvas position.