Войти на сайт

Профилатика суицида

Комплексно-целевая программа

по профилактике суицидальных проявлений студентов

на 2014-2016 годы.

Целью комплексно-целевой программы по профилактике суицидальных проявлений студентов является адаптация обучающихся к жизни (организация профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся в Техникуме.

 

Актуальность программы

За последние годы по данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой и совершивших попытки суицида, остаётся одним из высоких показателей в стране. Попытки суицида (суицид) подростков совершаются из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл в жизни дети. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Так же причиной попыток суицида (суицида) может быть алкоголизм и наркомания, индивидуальные психологические особенности обучающихся, внутриличностный конфликт.

Изучение проблемы суицида (попытки суицида) среди подростков показывает, что в целом ряде случаев решались на самоубийство или попытки суицида в целях обратить на себя внимание родителей, педагогов, близких на свои проблемы.

Таким образом, появилась необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города и нашего образовательного учреждения. Для решения проблемы необходима программа по созданию профилактики суицидальных проявлений.

Программа направлена на помощь обучающимся, находящихся в трудной жизненной ситуации по нескольким принципам:

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближайшего окружения каждого обучающегося.

Наиболее уязвимой и склонной к попыткам суицида (суициду) категорией является категория обучающихся различных «групп риска»: подростки из неблагополучных семей, склонные к асоциальному поведению, употребляющие спиртные напитки, дети-сироты, подростки страдающие различными заболеваниями. Дети-сироты уже изначально являются «группой риска», склонной к суициду. Предпосылками являются: отягощенная наследственность, социально-психологическая дезадаптация, нарушение или отсутствие общения с семьёй, эмоциональная депривация. На фоне этого у подростков-сирот развивается эмоциональная нестабильность, снижение уровня самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, низкая стрессоустойчивость, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и т. д. Поэтому попытки суицида данного контингента не исключены. Чаще всего наблюдается демонстративное суицидальное поведение, истинное суицидальное поведение встречается гораздо реже.

Комплексно-целевая программа рассчитана на 3 года, для обучающихся в возрасте от 15-22 лет.

 

Цель программы

Адаптация обучающихся к жизни (организация профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в техникуме).

 

Задачи

  1. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  2. Выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
  3. Создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе, так и в период трудной жизненной ситуации.
  4. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка.

 

Ожидаемый результат

Критерии эффективности

Показатели

Методика изучения

Сформированность потребности в улучшении физического и психического здоровья

% обучающихся, имеющих низкий уровень тревожности
% обучающихся, занятых в спортивных секциях, кружках

Педагогическое наблюдение
Методика «Шкала тревожности» Филипса
Оценка личностных особенностей

Оптимизация взаимоотношений в семье, в ученическом коллективе;

% обучающихся, успешно прошедших адаптацию
% высоких оценок психологического климата в коллективе, семье;

Наблюдение
Тестирование «Социометрия», «Самооценка», «Общителен ли я?», «Оценка отношений подростка с группой», «Детско-родительские отношения»

Снижение процента агрессивности, конфликтности;

% обучающихся, имеющих низкий уровень агрессивности
Повышение контроля обучающегося над своими эмоциями

Методика «Состояния агрессии у подростков» Басса-Дарки
Методика «Дом-Дерево-Человек»

 

Механизм реализации программы

Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится в 2 раза в год.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования.

Системой воспитательной работы (классные часы, тренинговые занятия, беседы, диспуты, дни здоровья);

Совместная работа с учреждениями города, полицией: лекции, консультации, индивидуальные собеседования, направленные на улучшение эмоционального состояния обучающихся, профилактику заболеваний ИППП/ ВИЧ/ СПИД, реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

 

Литература

    1. Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде).
    2. Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
    3. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков.
    4. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.
    5. Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга).
    6. Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.
    7. Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток". Сайт фестиваля "Открытый урок": http://festival.1september

 

 

 

План мероприятий по предупреждению суицидальных проявлений

 

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственный исполнитель

 

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

В течение года

Классные руководители, педагог-организатор.

 

Составление базы данных по социально неблагополучным детям и подросткам

Постоянно

Педагог-организатор, заместитель директора по ВР

 

Проведение индивидуальных и групповых профилактических мероприятий с обучающимися, состоящими в «группе риска»

В течение года

Классные руководители, заместитель директора по ВР, педагог-организатор

 

Организация оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей, детей-сирот.

В течение года

Заместитель директора по ВР

 

Внедрение и реализация системы просвещения обучающихся по профилактике вредных привычек и половому воспитанию.

В течение года

Медицинская сестра, педагог-органиатор

 

Проведение цикла мероприятий (беседы, диспуты, тренинги, классные часы, уроки и т.д.) на темы:
- в поисках хорошего настроения;
- профилактика вредных привычек
- учимся снимать усталость;
- толерантность-этика будущего;
- способы преодоления тревоги;
- способы разрешения конфликтных ситуаций с родителями;
- стресс в жизни человека. (способы выхода из стрессовых ситуаций)
- грани моего "Я";
- способы саморегуляции эмоционального состояния "Как сказать «Нет»!";
- Не сломай свою судьбу! (подроcток и наркотики) и др.

В течение года, согласно планам

Педагог-организатор

 

Обеспечение психолого-педагогической поддержки обучающихся к выпускным экзаменам (тренинги)

 Апрель

Педагог-организатор

 

Проведение мероприятий игровой направленности по обеспечению психолого-педагогической поддержки обучающихся по следующим тематикам:
- игра для подростков "Колючка" (интеграция "отверженных");
- игра "В чем смысл жизни?";

В течение года

Педагог-организатор

 

Доведение информации до сведения обучающихся о номере телефона доверия: общероссийского, городского.

сентябрь

Педагог-организатор

 

Проведение бесед для родителей (законных представителей) согласно следующим тематикам:
- суицид и меры профилактики;
- причины и формы проявления невротических расстройств.

В течение года

Педагог-психолог, специалисты ШОПНД

План разработан заместителем директора по ВР

Зацепиной Н.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для образовательных организаций по информированию родителей о рисках, связанных с детской смертностью

© 2017 ГПОУ ТО "Ефремовский химико-технологический техникум" Мы "В Контакте" https://vk.com/public129528826

Please publish modules in offcanvas position.